АКБ

Содержание
  1. АКБ (аккумулятор для автомобиля)
  2. Основные элементы
  3. Маркировка
  4. Местонахождение детали
  5. Причины и признаки неполадок
  6. Когда необходимо менять аккумулятор?
  7. Как проверить аккумулятор
  8. Как возобновить аккумулятор для автомобиля?
  9. Как правильно заряжать аккумулятор
  10. Время зарядки АКБ
  11. Грамотная эксплуатация АКБ
  12. AudiC4cc › Блог › Автомобильные аккумуляторы (виды, периоды замены)
  13. Виды, устройство и рабочий принцип аккумулятора для автомобиля
  14. Назначение аккумулятора в автомобиле
  15. Параметры АКБ
  16. Устройство аккумулятора
  17. Рабочий принцип
  18. Зарядка, хранение и зависимость от температуры
  19. Разновидности аккумуляторов
  20. Что такое аккумулятор (АКБ) — устройство и рабочий принцип
  21. Что такое аккумулятор (АКБ) и зачем он необходим?
  22. Устройство и рабочий принцип АКБ
  23. Виды аккумуляторов
  24. Технические (рабочие) характеристики автомобильных аккумуляторов
  25. Рейтинг ТОП аккумуляторов
  26. Советы по применению и обслуживанию АКБ
  27. Заключение

АКБ (аккумулятор для автомобиля)

Содержание:

АКБ

Аккумулятор для автомобиля – это основной энергетический источник автомобиля, без которого нереален дальнейший пуск мотора.

Данная деталь также известна под сокращенной аббревиатурой АКБ – АК батарея либо его другое название “аккум”.

Основные элементы

В середине корпуса из пластмассы аккумулятора находятся 6 маленьких энерговырабатывающих, по 2 вольта электричества, блоков, состоящих их свинцовых пластин, которые покрыты кислотным веществом активного действия. И в каждом элементе по два набора электродов которые состоят из 8-ми перекрывающихся пластин. Все разом 16 пластинок создают небольшую сетку.

Каждая пластина имеет конкретную полярность: положительная покрыта двуокисью свинца, негативная – мелкопористыми молекулами свинца. Эти пластины залиты специализированным электролитом – 65% воды и 35% серной кислоты.


Важные параметры автомобильных аккумуляторов

Маркировка

Емкость аккумулятора является основным параметрам данной детали. Она измеряется в Ампер-часах.

На корпусе АКБ, его емкость указывать индексом Ah. К примеру, в автомобиле стоит аккумулятор, емкостью 60 Ah, это означает, что он может вырабатывать ток, мощностью в 1 Ампер на протяжении 60-ти часов. Не стоит считать, что емкость устройства сильно зависит от размера АКБ.

Некоторые аккумуляторы маленького размера способны вырабатывать большую емкость.
Таблица соответствия емкости АКБ к объёму мотора

Тем, кто спрашивал себя, какой аккумулятор подобрать для собственного автомобиля, можно заметить на иллюстрации соответствие номинальной емкости АКБ к объему мотора.

Местонахождение детали

Во многих случаях АКБ поставлен под капотом автомобиля, возле его мотора. Не во всех автомобилях, допустим, у VW Touareg, аккумулятор размещен под передним пассажирским креслом.

Бывают ситуации, когда АКБ монтируется в багажнике. Это связывют с тем, что на изнашивание аккумулятора плохо воздействуют как высокие, так и невысокие температуры, а расположение детали в салоне авто делает меньше это влияние.

АК батарея работает в паре со стартером и генератором автомобиля. После запуска мотора, вся автомобильная электроника работает от генератора, который также подзаряжает аккумулятор.

1 – АК батарея; 2 – генератор; 3 – блок предохранителей и реле; 4 – зажигание; 5 – значок АКБ на приборной панели

Причины и признаки неполадок

Неверный уход и гарантийное обслуживание могут оказаться причиной поломки аккумулятора. Очень частые причины неисправностей, а еще методы их устранения смотрятся так:

1. Сульфатация

Перед началом зарядки встречается очень высокое напряжение на АКБ. Уже к концу зарядки электролит имеет невысокую плотность и малую емкость. Аккумулятор не получает ток в результате крупного кристаллического налета на пластинах.

Проверка напряжения аккумулятора должна выполняется хоть раз в полгода. Заряженная АК батарея обязана иметь напряжение не менее 12,5 Вольт.

  • Во время эксплуатационных работ АКБ получает неустойчивую или малую зарядку.
  • АКБ простаивает в разряженном состоянии.
  • Аккумулятор находится в эксплуатации с недостаточным уровнем электролита.
  • Взамен дистиллированной жидкости в АКБ был долит электролит.
  • АКБ регулярно находится в эксплуатации в плохих условиях – при больших температурах.

При помощи 1-5 выравнивающих зарядов можно убрать несущественную сульфатацию. Если эти действия не дают необходимого эффекта, то следует осуществить более сложный ремонт, который подробно описан в паспорте АКБ.

К большому сожалению, сульфатация считается невозвратимым процессом, по этой причине это только временные решения проблемы.

2. Сильное окисление полюсных клемм

Стартер не крутиться и не запускает мотора, но напряжение на выводах АКБ есть. Регулярно греются клеммы, что прекращает подачу тока либо же поднимает сопротивления во всей цепи. Такая неисправность может даже статьи основой поломки всей электрики в автомобиле.

Дважды в год очищайте клеммы батареи аккумулятора щеткой из проволоки.

  • Причина очень обычная – давно не проводилась очистка клемм.

Прежде всего, необходимо снять и очистить клеммы. Не забудьте про выводные штыри АКБ – их также нужно почистить.

После чистки – выставьте обратно клеммы и нужно проследить, чтобы клемма прочно зашла на штыри и не передвигалась. Чтобы в последующем не позволить такой трудности, можно промазать клеммы специализированным вазелином или соответствующим заменителем.

3. Короткое замыкание в аккумуляторе

Во время зарядки не растет плотность электролита в АКБ. Встречается сильное выделение газов и очень высокая температура электролита.

Иногда уменьшается плотность электролита.

  • Этот процесс вызван коротким замыканием, которое случилось в самом АКБ. Оно стает основой осыпания активной массы и последующего разрушения свинцовых пластин.

Такой дефект нереально убрать. Следует менять АКБ.

4. Очень высокая саморазрядка

Каждые 2-3 месяца контролируйте уровень электролита в аккумуляторе.
АКБ не держит заряда и быстро разряжается.

  • Довольно часто такое бывает при загрязнившихся свинцовых пластинах либо же при загрязненном электролите.

Прежде всего, следует внимательно вытереть контакты АКБ и проверить состояние электролита. Если в данной жидкости будет грязь – обязательно залить новый электролит.

Когда необходимо менять аккумулятор?

Не нужно спешить менять эту основную деталь. Периодичность замены АКБ может меняться сроком от 3 до 5 лет. Это плановая замена, которая нужна для многих аккумуляторов.

Перед заменой данной детали, необходимо тщательно прочитать сервисную книжку на автомобиль, собственно там обязаны быть указаны параметры работы АКБ для вашей машины.
Когда аккумулятор вашего авто очень быстро садится, то это не всегда указывает что его служебный срок заканчивается, в этом случае сначала необходимо проверить ток утечки – не больше 10 мА считается нормой.

Как проверить аккумулятор


Померяв плотность электролита, и токовую нагрузку разрешено делать выводы о потребности в добавочной зарядке АКБ.
Если аккумулятора заряжен полностью — плотность электролита по показаниям ареометра должно составлять 1,28 г/куб. см.

; при половинной разрядке около 1,20 г/куб. см.; если полностью сел, то плотность просядет до 1,10 г/куб. см. Причем разница по показаниях в каждой банке аккумулятора не должен быть выше ±0,01 г/куб. см.

Ток нагрузки измеряется мультиметром применяя нагрузочную вилку. Чтобы снять показания о состоянии аккумулятора для автомобиля необходимо включить дальний свет и примерить напряжение. Полностью заряженный аккумулятор станет сигнализировать около 11,2 В. А при запуске мотора оно не должно просаживаться меньше чем 9,5 В. Когда оно нижеуказанного — это говорит либо о частичном разряде, либо о неисправностях стартера.

Как возобновить аккумулятор для автомобиля?

Чтобы попытаться своими силами возобновить трудоспособность аккумулятора автомобиля воспользуйтесь рекомендациями приведенных у видео ролике:

Как правильно заряжать аккумулятор

Проверив АКБ подобным образом приступаем к зарядке. А чтобы выполнить это по правилам рекомендуется держаться подобных советов:

  1. Аккумулятор должен быть чистым, по этой причине если есть грязь — очищаем.
  2. Осматриваем на наличие повреждений от механических факторов.
  3. Открываем пробки батареи аккумулятора, чтобы оценить уровень электролита в любой из них. Если его уровень, ниже положенного, следует долить дистиллированной водой.
  4. При проверке перед зарядкой внимательно посмотрите на цвет электролита. Он обязан быть абсолютно прозрачным. Когда в электролита есть оттенок или осадок, то его необходимо полностью заменить, такой электролит не подходит к зарядке.

Есть 3 метода зарядки:

Время зарядки АКБ

При зарядке аккумулятора автомобиля необходимо ориентироваться на амперметр или указатель устройства для зарядки, так как время длительности зарядки зависит от состояния батареи, метода заряда и качества устройства для зарядки.

Грамотная эксплуатация АКБ


Обслуживание и уход за аккумулятором

  • Проводите регулярный внешний осмотр. Это позволить своевременно обнаруживать возникшие дефекты в последствие эксплуатации (тем более в зимнее и лето).
  • Серьёзно относитесь к мерам безопасности при “прикуривании”. Подключайте провода к клеммам в строго конкретной очередности: cразу “минуc”, потом “плюс”, а снимать стоит в обратном порядке. Также оставлять включенное зажигание на “доноре” не рекомендуется, ведь такая ошибка повлечет за собой выход из строя электрики.
  • Необходимо смотреть за состоянием электрического оборудования. Какая либо неисправность генератора, реле или других узлов, стоящих в цепи с аккумулятором, может приводить к категории.
  • Критическое просаживание АКБ уменьшает служебный срок. Постарайтесь не оставлять на продолжительное время свет в салоне, включенные фары или пользоваться иным электрическим оборудованием при не работающем двигателе!
  • Хорошо закрепляйте батарею, чтобы своевременно движения по неровностям покрытия дороги тряска не повредила аккумулятор.
  • Клеммы АКБ и корпус обязаны быть всегда чистыми. Очень внимательно нужно отнестись к возникновению окиси. Онa поможет говорить o недостаточно хорошем контакте клемм.
  • При запуске мотора не закручивайте стартером белее 20-30 ceк. за раз.
  • Иногда делайте зарядку устройством, если даже видимы причин на то нет. Так как в основном, в городском режиме, автомобилем пользуются на коротких дистанциях, и небольших оборотов, при подобных кратких поездках, недостаточно чтобы возобновить емкость АКБ от генератора.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене
Намного больше хороших советов в хорошем формате

AudiC4cc › Блог › Автомобильные аккумуляторы (виды, периоды замены)

Всем привет. На протяжении предыдущего поста, решил написать пост о автомобильных аккумуляторных батареях. Аккумулятор играет очень важную роль, если не сказать одну из основных в работе автомобиля и электро цепей.

По этой причине нужно очень тщательно подходить к выбору и к последующей эксплуатации батареи. Как и в иных деталей и запчастях есть очень большое количество видов и изготовителей автомобильных батарей, какую подобрать и какая будет служить достаточно долго- представляет собой открытый вопрос, так как раз на раз не приходится, хотя как и везде квалифицированные автолюбители предлагают не экономить и брать хорошую батарею, которая прослужит более 5 лет точно. Аккумуляторы бывают таких видов:
1.Классические («сурьмянистые»)
2.Малосурьмянистые
3.Кальциевые
4.Смешанные
5.Гелевые, AGM
6.Щелочные
7.Литий-ионные

АКБ

АКБ данного типа содержат в составе свинцовых пластин ?5% сурьмы. Часто называют их еще по другому традиционными, классическими.

Но подобное название на данный момент уже не важно, так как традиционными уже стали АКБ с небольшим содержанием сурьмы.Аккумуляторы с большим содержанием сурьмы выполняют легкообслуживаемыми. Это потому, что приходится очень часто, не реже одного раза на протяжении месяца, делать проверку плотности электролита и заливку воды.
В настоящий момент АКБ такого типа уже не монтируются на машины, т.к. прогресс давно уже ушел вперед. Такие аккумуляторы ставились на советские машины, а еще некоторые иномарки 70-80-х годов.

Такую батарею можно отыскать на старых автомобилях которые стоят в автогараж уже больше двадцати лет и не используются.

АКБ

Для снижения интенсивности «выкипания» воды в аккумуляторных батареях начали применять пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Это дало возможность освободится от надобности часто проверять уровень электролита.

Также снизился уровень саморазряда АКБ во время хранения.
Такие аккумуляторы очень часто именуют малообслуживаемыми или совсем необслуживаемыми, имея ввиду, что данные АКБ не просят контроля и ухода. Хотя термин «необслуживаемый» больше маркетинговый, чем настоящий, так как не вышло полностью освободится от потерь воды из электролита.

Вода все равно понемножку «выкипает», хотя и намного в меньших количествам, чем у обыкновенных обслуживаемых аккумуляторов.
Малосурьмянистые аккумуляторные батареи лучше подойдут для легковых автомобилей отечественного производства, так как отечественные авто пока не могут похвалиться обеспечением стабильности напряжения бортовой сети. Тем более, малосурьмянистые аккумуляторы выделяются небольшой стоимостью если сравнивать с другими.

АКБ

Дополнительным решением уменьшить интенсивность «выкипания» воды в аккумуляторе было применение взамен сурьмы иного материала в решётках электродов. Самым лучшим оказался кальций. Аккумуляторные батареи такого типа нередко имеют маркировку «Ca/Ca», что означает, что пластины двоих полюсов содержат в собственном составе кальций.

Также в состав пластин иногда добавляют еще и серебро в малых количествах, что уменьшает внутреннее сопротивление АКБ. Это хорошо сказывается на энергоемкости и КПД батареи.
Впрочем кальциевые аккумуляторные батареи имеют не только плюсы, однако и недостатки.
Одним из основных недостатков аккумуляторов такого типа считается капризность в отношении переразряда. Достаточно 3-4 раза слишком разрядить, как необратимо уменьшается уровень энергоемкости, т.е. резко сокращается количество тока, которое батарея способна собрать.

Аккумуляторную батарею в подобных вариантах, в основном, просто меняют.
Кальциевые аккумуляторы восприимчивы к напряжению бортовой автомобильной сети, очень плохо перенося сильные перепады. Перед приобретением батареи аккумулятора такого типа необходится удостовериться в стабильности напряжения автомобиля.
Еще одним недостатком является очень большая цена кальциевых аккумуляторов. Однако это уже не считается минусом, а необходимой платой за качество.
Очень часто кальциевые аккумуляторные батареи монтируются на иномарках среднего диапазона цен и выше, т.е. на те машины, где качество и стабильность электрического оборудования гарантировано.

АКБ

Часто обозначаются как «Ca+». В гибридных аккумуляторных батареях пластины электродов сделаны по самым разнообразным технологиям: позитивные – малосурьмянистые, негативные — кальциевые. Это дает возможность соединить хорошие качества двоих типов батарей аккумулятора.

Водный расход у гибридных батарей меньше практически вдвое, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато выше стойкость к переразрядам и перезарядам.
По свойствам смешанные аккумуляторные батареи находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.

АКБ

елевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «традиционном» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и наименование типа батареи).
Инженерам на протяжении более чем сотни полторы лет истории батарей аккумулятора нужно было решить много проблем, задач. Одной из очень важных проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов.

Данный вопрос на время решили путем добавки в состав оксида свинца самых разных присадок — сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень ответственной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т.к. электролит — раствор воды серной кислоты — мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не нужно рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом считается серная кислота.

Нужно было найти способ не позволить, уменьшить возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.
К большому сожалению, гелевые батареи при очень малых температурах ведут себя хуже, чем традиционные. Связывают это с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры.

При благоприятных эксплуатационных условиях гелевые аккумуляторные батареи как правило будут работать лет 10.
Благодаря собственной полной герметичности, относительной вибрационные устойчивости и собственной фактической (а не просто рекламной) необслуживаемости гелевые батареи повсеместно используются там, где традиционные АКБ применять страшно или невыгодно: в середине помещений (к примеру, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличии от автомобиля, едет, иногда отклоняясь от плоскости расположенной вертикально), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Конечно, гелевые батареи также используются и в автомобилях.

Очень часто — в престижных иномарках, что вызвано довольно большей стоимостью данных АКБ (плата за качество и надежность).

АКБ

Как всем известно, в качестве электролита в аккумуляторных батареях может применяться не только кислота, но и щелочь. Есть очень много вариантов щелочных АКБ, но мы будем рассматривать только те, что нашли использование в автомобилях.У щелочных батарей аккумулятора есть ряд плюсов если сравнивать с кислотными:
— Хорошая переносимость переразрядов. При этом батарея может сберегаться в разряженном состоянии без потери собственных параметров, что не скажешь про кислотные АКБ.
— Щелочные батареи относительно без труда переносят перезаряд. Есть при этом мнение, что их лучше перезарядить, чем недозарядить.
— Щелочные аккумуляторы намного лучше работают в условиях невысокой температуры. Это дает возможность практически безотказно обеспечивать пуск двигателей в зимнее время.
— Саморазряд щелочных батарей ниже традиционных кислотных.
— Из щелочных АКБ не выделяются опасные испарения, что не скажешь про кислотные АКБ.
— Щелочные аккумуляторы умеют собирать больше энергии на единицу массы. Это позволяет дольше выдавать переменный ток (при тяговом режиме эксплуатации).
Но у щелочных батарей аккумулятора есть и минусы, по сравнению с кислотными:
— Щелочные аккумуляторы предоставляют напряжение меньше, чем кислотные, благодаря чему приходится соединять приличное количество «банок» для достижения необходимого напряжения. Из-за этой причины, при одинаковом напряжении, размеры щелочного аккумулятора будут больше.
— Щелочные батареи значительно дороже кислотных.
Щелочные батареи сейчас применяются чаще в качестве тяговых аккумуляторов, чем стартерных. Из-за собственных размеров большинство выпускаемых стартерных щелочных АКБ — для грузовиков.

АКБ

Литий-ионные аккумуляторные батареи (и ее категории) считаются наиболее перспективными в качестве дополнительного источника электротока.Когда инженерам получится решить такие недостатки, литий-ионные аккумуляторы станут прекрасной альтернативой традиционной кислотной АКБ.
Идет постоянная работа над усовершенствованием имеющихся типов батарей аккумулятора. В изыскательных центрах ищут способы увеличения энергоемкости источников питания, что даст возможность сделать меньше размеры аккумуляторов.

Для районов севера очень пригодится открытие морозостойкой батареи (и вот тогда не было бы проблемы отказа завода мотора в крепкие морозы).
Подобным образом можно заметить, что перед владельцами машины стоит сложный выбор, какую батарею поставить, и какая собственно подходит в тот или другой вид автомобиля. Кроме указанного выше многообразия, все аккумуляторы делятся на обслуживаемые и не обслуживаемые.

Виды, устройство и рабочий принцип аккумулятора для автомобиля

Электрические аккумуляторные батареи используются в любом автомобиле и собой представляют независимый источник питания. АКБ копит энергию, которая после питает бортовую сеть, когда это нужно, и подает ток на стартер для запуска мотора.

Назначение аккумулятора в автомобиле

Аккумулятор для автомобиля принято классифицировать аббревиатурой АКБ, что означает аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к данному типу, однако в автомобилях самые популярные непосредственно они.

АКБ

Аккумулятор для автомобиля
Аккумулятор счтается неотъемлемым элементом в работе любого ТС.

Он делает следующие важные функции:

  1. Подача электрической энергии на стартер для запуска мотора. Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, со своей стороны, запускает мотор.
  2. Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (продуктивности) генератора.
  3. Независимое питание бортовой автомобильной сети.

Каждый аккумулятор имеет конкретную емкость и заряд. Во время работы мотора всю нагрузку на электрическое питание на себя берет генератор.

Он же заряжает аккумулятор в период движения. Если мощности не хватает, подсоединяется батарея.

Конкретное время АКБ может обеспечить независимое питание.

Генератор выходит на подходящий режим продуктивности при достижении двигателем скорости вращения коленчатого вала 1600-1800 оборотов в минуту и более.

Размещается АКБ, в основном, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного транспорта для перевозки грузов.

Связывают это с тем, что кислота, находящаяся в середине, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может проникнуть через корпус или отличиться в виде газа. С аккумулятором необходимо обращаться осторожно.

Намного безопаснее необслуживаемые АКБ, в середине которых нет жидкого электролита. Такие батареи почти не выделяют вредных паров и их можно применить где угодно.

Среди других мест расположения аккумулятора можно отметить отделение для багажа и под водительским сиденьем.

Параметры АКБ

Простая автомобильная батарея выдаёт напряжение в 12В. Этого будет достаточно для питания бортовой сети.

Для грузовиков применяются батареи с напряжением в 24В. В сущности, это две обыкновенные батареи, которые постепенно соединены.

Емкость АКБ измеряется в Ампер-часах (А*ч). Для легкового транспорта емкость батареи находится в границах 40-130 А*ч.

Емкость показывает, какое время аккумулятор сможет давать энергию при нагрузке. Но эти величины измеряются при конкретной нагрузке и при конкретной температуре — 20°C.

При остальных условиях параметры могут изменяться.
Также важным критерием считается ток холодной прокрутки или пусковой ток. Разнообразные модели способны выдавать от 250А до 1300А.

Ток холодной прокрутки – это то напряжение, которое способен отдать АКБ в течение 30 секунд при температуре 18°C. В других условиях этот показатель может измениться, к примеру, во время зимы.

Устройство аккумулятора

В действительности, обыкновенный аккумулятор – это шесть небольших аккумуляторов, заключенных в один корпус. Шесть отсеков воссоединены в едином корпусе.

Часто их именуют банками. Каждая банка даёт напряжение в 2,1В – 2,2В.

Шесть банок соединены постепенно толстыми свинцовыми перемычками, что в конце концов даёт напряжение в 12,6В – 13,2В.

АКБ

Устройство аккумулятора для автомобиля

Аккумулятор для автомобиля состоит из таких важных элементов:

  • корпус выполнен из пластика;
  • крышка;
  • негативные пластины (электроды);
  • позитивные пластины;
  • перемычки, объединяющие отсеки;
  • жидкий электролит;
  • сепараторы;
  • позитивный и негативный вывод (клеммы);
  • заливные пробки.

Корпус и крышка

Корпус и крышка сделаны из пластика, который нейтрален к кислоте. В каждой банке находятся свинцовые пластины – электроды.

Пластины

Негативная пластина из губчатого свинца (Pb) именуется катод, положительная пластина пористая с диоксидом свинца (PbO2) – анод. Чтобы батарея разряжалась не очень быстро, применяется не чистый свинец, а с использованием различных присадок. Прежде добавляли 5% сурьмы, но процесс сульфатации все равно проходил быстро.

В современных жидкостных аккумуляторных батареях добавлен кальций. Он существенно уменьшает процесс сульфатации и увеличивает емкость АКБ до 70%.

Если говорить про гелевые или AGM аккумуляторы, то в них используется исключительно чистый свинец. Это дает возможность увеличить мощность и отдаваемый пусковой ток до 1000-1300А.

Электролит

В каждой банке залит электролит. Это смесь серной кислоты и дистиллированной воды, в пропорции 35:65.

Плотность электролита находится в границах 1,23-1,31 г/см3. Чем она больше, тем батарея более стойкая к морозам.

Сепаратор

В обычных жидкостных аккумуляторных батареях между пластинами находится сепаратор. От слова «separate» – делить. В большинстве случаев сепараторы делаются из нейтрального пластика.

Эти пластины делят позитивные и негативные электроды от замыкания. Материалом для сепараторов служит ревертекс или эбонит. Также такие элементы иногда именуют диэлектрической прослойкой.

В более качественных необслуживаемых аккумуляторных батареях в качестве сепараторов применяется микроволокно. Этот очень качественный материал держит электролит в середине и не даёт ему вытекать и испаряться.

Пластины завернуты в микроволокно как в конверте и плотно прижаты друг к дружке.

Клеммы и пробки

Клеммы аккумулятора также делаются из свинца. К ним подсоединяются контакты.

На обслуживаемых аккумуляторных батареях на корпусе размещаются заливные пробки. Их насчитывать количеству банок.

Они служат для заливки дистиллированной воды при необходимости.

Рабочий принцип

Между пластинами и электролитом постоянно происходит электрохимическая реакция. При разряде химическая энергия преобразовывается в электрическую, а при заряде, наоборот, – электрическая в химическую. Когда аккумулятор подключен к потребителям энергии, то происходит его разрядка.

Химическая формула реакции
Происходит следующий процесс.

На катоде идет возобновление диоксида свинца. Свинец на аноде окисляется.

Серная кислота вступает в реакцию с металлами на двух пластинах. При этой реакции образуется сульфат свинца. Процесс именуется сульфатацией.

Из серной кислоты выделяется водород, который после вступает в реакцию с кислородом из благоприятно заряженной пластины. Образуется вода, а серная кислота расходуется. Плотность электролита понижается.

Процесс реакции показан на картинке.
При зарядке общий процесс происходит в обратном порядке. Серная кислота восстанавливается.

Вновь образуется диоксид свинца и серная кислота. При полной зарядке плотность электролита должна быть в границах 1,29 гр/см3. Это значение показывает уровень содержания серной кислоты на один сантиметр кубический электролита.

Подобным образом, работа батареи основывается на циклах заряд-разряд. Если позволить глубокий разряд, процесс может быть невозвратимым.

Остается только вода и сульфат свинца. По этой причине необходимо всегда смотреть за уровнем заряда.

Зарядка, хранение и зависимость от температуры

Как только аккумулятор для автомобиля запустил стартер и мотор, происходит его зарядка от генератора. В снятом положении батарея заряжается зарядным устройством.

Сохранять аккумулятор с жидким электролитом можно лишь в строго горизонтальном положении и при конкретной температуре 5°С -15°С. Обусловлено это тем, что электролит может вытечь, а осыпавшиеся пластины замкнуть на дне банки.

Различная температура также оказывает влияние на работу АКБ. При большой температуре параметры мощности и токоотдачи высокие, но батарея быстрее разряжается и увеличивается водный расход.

Электролит по собственному составу не замерзает при низкой температуре, но на сильном морозе он все же может это сделать. В мороз процессы химического характера замедляются, пусковой ток уменьшается, падает емкость батареи.

Вот почему у водителей часто появляются проблемы с запуском мотора во время зимы.

Разновидности аккумуляторов

Современные аккумуляторные батареи условно можно поделить на обслуживаемые и необслуживаемые.
Можно отметить следующие главные виды:

  • АКБ с жидким электролитом.
  • EFB аккумуляторы.
  • AGM.
  • Гелевые.

Аккумуляторы с жидким электролитом относятся к обслуживаемому типу. Это означает, что иногда необходимо смотреть за уровнем электролита, его плотностью и емкостью батареи. Их служебный срок в среднем составляем 3-5 лет.

Они доступны по стоимости и замечательно справляются с собственной задачей в автомобиле. По этой причине остаются самыми популярными.
Батареи по технологии EFB возникли практически недавно.

В них также находится жидкий электролит, но пластины завернуты в микроволокно. Материал впитует электролит, что площадь делает больше контакта с пластинами.

Это также увеличивает емкость и мощность и дает возможность уменьшить объем электролита если сравнивать с обыкновенными АКБ, делая такие батареи фактически необслуживаемыми. Служебный срок 4-5 лет. Стоимость подходящая.

Аккумуляторы AGM относятся к классу необслуживаемых батарей. Это означает, что у них полностью герметичный корпус. На корпусе имеются газоотводные клапаны.

Между пластинами находится стеклохолст, в порах которого электролит. Это дает возможность существенно замедлить процесс сульфатации. Такие батареи не боятся полного разряда.

Служебный срок лет 10. Однако есть минусы: большая цена и обслуживание.

Гелевые

Это также необслуживаемые батареи. В электролит добавлены вещества, которые сгущают его и доводят до твёрдого состояния. Сам электролит находится в роли сепаратора между пластинами.

Служебный срок лет 10, но требуется особый уход, как и в случае с AGM. Не боятся глубокого разряда, но восприимчивы к перезаряду и замыканию.

Стоят в 3-4 раза дороже обыкновенных.
АК батарея – это то устройство, которое просит от водителя внимания. Чтобы батарея прослужила долго, необходимо знать ее устройство и рабочий принцип.

При хорошем уходе и условиях содержания АКБ проработает долгое время.

Что такое аккумулятор (АКБ) — устройство и рабочий принцип

АКБ

Знаете ли вы, что первые машины были собственно работающими от электричества и применяли свинцово-кислотные аккумуляторы?

То, что мы привыкли считать машинами грядущего – электромобили – возникли до изобретения мотора внутреннего сгорания (ДВС). С той поры прошло больше 100 лет, но современный АКБ автомобильный преобразился только качественно, оставшись принципиально таким же, как и сто лет назад.

Сегодня аккумулятор в автомобиле считается расходным материалом, требующим периодической замены. Сколько собственно проработает АКБ – вопрос к качеству изготовления, режиму работы, даже к состоянию дорог, но когда нибудь его меняют на «свежий».

Какие функции он делает, какие характеристики как правило имеет, как подбирать и как увеличить жизнь аккумулятору – читайте в данной публикации.

Что такое аккумулятор (АКБ) и зачем он необходим?

Сегодняшние автомобили все больше становятся похожи на непростые электронные девайсы: умное управление, самые разные «помощники», автоматическая парковка и даже автопилот – это только маленькая часть той цифровой «начинки», которой богат автомобиль. И это все счастье регулярно нуждается в электрической энергии, которую необходимо регулярно откуда-то добывать.

Собственно кладовкой энергии, откуда ее можно взять практически в любое время, и выступает АКБ. Да, он делает собственную четкую функцию: копит заряд, после отдает и дальше опять копит.

Превосходный вариант!
Само понятие аккумулятора нам уже настолько привычно, что глупо спрашивать, для чего он необходим. Впрочем на изумление мало людей могут с твердостью сказать, для что конкретно служит АК батарея в автомобиле.

Ее назначение можно описать в трех пунктах.

  1. Аккумулятор обеспечивает энергию для запуска мотора на старте.
  2. Аккумулятор служит резервным энергетическим источником, когда она требуется сверх того, что может дать генератор (к примеру, при включении кондиционера для автомобиля).
  3. Аккумулятор питает электрические приборы, когда мотор выключен и генератор не работает. К примеру, прибор для видеорегистрации, сигнализацию, свет и т.д.

Устройство и рабочий принцип АКБ

Тот, кто хотя бы раз держал в руках аккумулятор автомобиля, знает, как много весит данное устройство. Проблема в том, что корпус его плотно заполнен элементами, содержащими свинец.

Устройство аккумулятора.
Для легковых автомобилей, требующих 12-вольтных АКБ, применяется типовая схема компоновки.

  1. Шесть компонентов по 2 вольта (их как правило называют банками) воссоединены в единый корпус.
  2. Любой из компонентов состоит из позитивных и негативных электродов: свинцовых решёток, в которые «впечатано» активное вещество. Электроды разделены между собой сепараторами, так что не контактируют между собой.
  3. И это все залито электролитом – смесью воды и серной кислоты.

Активное вещество на решётках отличается по составу: для анода (позитивного электрода) применяется диоксид свинца, для катода (это негативный электрод) – губчатый свинец. И в том и другом случае к свинцовым компонентам добавлены подсобные вещества (лигатуры), улучшающие работу аккумулятора.

Рабочий принцип.
В том виде, который описан выше, аккумулятор считается «заряженным». При подключении к выводам батареи любого устройства, требующего энергии, начинается реакция свинцовых элементов с оксидом серы и водой.

Сера и свинец вступают в реакцию и преобразовуются в сульфат свинца и воду. Кислоты в электролите становится меньше, воды – больше, плотность электролита уменьшается и через определенный промежуток времени концентрации серы не хватает на то, чтобы реагировать со свинцовыми элементами.

Аккумулятор разряжается.

АКБ

Процессы разряда и заряда АКБ
При подаче электрической энергии для зарядки АКБ происходит обратный процесс — сульфат свинца, осевший на пластинах, разлагается на оксид свинца и серную кислоту, которая выделяется назад в электролит.

Восстанавливается изначальная плотность электролита, а на пластинах остается активное вещество – батарея заряжена. Ниже представлен короткий и понятный видео-урок по устройству и рабочий принцип батареи аккумулятора.

Виды аккумуляторов

В попытке сделать лучше характеристики автомобильных аккумуляторов инженеры перепробовали очень много вариантов. В конце концов сегодня мы имеем разные типы АКБ, которые отличаются по химическому составу активных элементов и конструкции.

Классификация по составу активного вещества

В первые аккумуляторных батареях применялись свинцовые пластины, однако эта конструкция очень быстро перестала устраивать инженеров и потребителей: тяжёлая, неэффективная, недолговечная.

  1. Первым улучшением стало добавление сурьмы к свинцу, что серьёзно продлило служебный срок батареи.
  2. Другой этап – уменьшение процентного содержания сурьмы до благоприятной концентрации. Подобный подход позволил создать малообслуживаемые аккумуляторы: в них уже гораздо реже требовался долив воды.
  3. После для покрытия пластин начал применяться металлический кальций – так возникли кальциевые АКБ (они же Са-Са). Кальций серьёзно изменил параметры эксплуатации батарей: в старых моделях потери воды из-за электролиза на 12 В требовали постоянного долива, а кальциевые лигатуры дали возможность увеличить этот порог до 16 В. Из-за этого возникла возможность делать необслуживаемые аккумуляторы в полностью герметичном, неразборном корпусе.

Но кальциевые батареи имеют и большой минус: чувствительность к полному разряду. Сульфат кальция, который садится на электродах, не разлагается полностью при зарядке, а это означает, что один глубокий разряд батареи способен ее «убить».

Самым инновационным решением стали смешанные аккумуляторы (они же Са+): кальциевые добавки существует только на положительном электроде (так как собственно на нём происходит разложение воды при электролизе), а негативный покрыт малосурьмянистым свинцом.

Классификация по типу электролита

Простая жидкостная технология, при которой в аккумулятор заливался раствор кислоты и воды, вызывала много упреков. К примеру, чувствительность к наклонам и вибрации. Необходимость эксплуатировать аккумулятор тоже не добавляла удовольствия от его эксплуатации.

В общем, такой технологии было, куда расти.
На смену пришла AGM технология.

В AGM аккумуляторе электролит «связывается» волокнистыми прослойками-сепараторами. Подобным образом аккумулятор получает дополнительные плюсы: сепараторы сжимают активный слой и не ему дают отставать от пластин, имеют большую проводимость, чем жидкость и помогают выдаче более мощного тока.

Технические (рабочие) характеристики автомобильных аккумуляторов

У АКБ для автомобиля очень много параметров работы, которые актуальны при подборе батареи. Совершишь ошибку хоть в одном из них – и аккумулятор нельзя будет применять.

Важные характеристики.

  • Емкость, Ач (ампер*час).
  • Пусковой ток, А (ампер).
  • Полярность.
  • Исполнение корпуса.
  • Вид клемм.
  • Вариант крепежа.

Номинальная емкость аккумулятора

Емкостью батареи именуют кол-во электрической энергии, которую аккумулятор может отдавать в течение конкретного времени. Измеряется в Ач (ампер в час). Это один из важных параметров не только автомобильного, а вообще любого аккумулятора.

Чем выше данный показатель, тем дольше батарея сможет поддерживать работу электрических приборов автомобиля во время стоянки.
Для простого легкового автомобиля с двигателем до 2 л. в большинстве случаев необходима батарея 60 Ач, и чем больше оборудования в машине, тем более емким должен быть аккумулятор.

При подборе хорошо ориентироваться на советы автомобильного производителя, и если появилось желание взять АКБ с большей емкостью, то превосходить рекомендуемую не больше, чем на 5 Ач.

Пусковой ток

Он же ток холодной прокрутки – критерий того, как аккумулятор управится с самой неразрешимой задачей: запуском мотора на морозе. Определяется мощностью тока, которую батарея может выдать в течение первых 30 секунд при температуре «-18» градусов. Чем выше данный показатель, тем шансов больше завести свой автомобиль зимним утром.

Допустим, для запуска двигателя на бензине понадобится минимум 255А, для дизельного – не менее 300А. Собственно за увеличение мощности пускового тока сражаются конструктора аккумуляторов, и собственно за очень высокую пусковую мощность автомобилисты ценят AGM аккумуляторы.

Можно даже сказать, что чем выше пусковой ток батареи – тем ее качество больше вообще.

Полярность

Полярность именуют расположение клемм на корпусе аккумулятора. Это значимая характеристика, так как неверно подобранный АКБ просто нереально будет подключить.

Чтобы узнать полярность, необходимо поставить аккумулятор таким образом, чтобы хорошо читались надписи на крышке («лицом» к себе), и увидеть, с какой стороны находится плюсовая клемма.

  • Плюсовая клемма с правой стороны – полярность обратная, она же европейская, она же отмечается как «R» или «0».
  • Плюсовая клемма слева – полярность прямая, она же отечественная, она же «L» или «1».

Есть аккумуляторы с многофункциональной полярностью, другими словами клеммы размещаются посередине коротких сторон корпуса или вдоль диагонали. Однако подобные модели нечасто можно встретить.

Очень часто на машины отечественного производства необходимы аккумуляторы с прямой полярностью, а на европейского и азиатского – с обратной.

Исполнение корпуса

Конструктора, создавая машины, разрабатывали и все комплектующие к ним. В конце концов классически возникли два типа корпусов аккумуляторов: европейский и азиатский.

  1. У АКБ с европейским типом корпуса клеммы находятся в углублении, так что их верхний краешек не выступает над плоскостью крышки. Иногда клеммы даже прикрыты специализированными крышечками, так что защищены дополнительно от внешних факторов.
  2. Азиатский вид корпуса – это коробка, у которой клеммы «растут» из верхней крышки. Другими словами, собственно верхний краешек клемм признана самой высокой точкой аккумулятора.

Важен ли данный момент? Разумеется, лучше применять такой АКБ, который предполагается изготовителем.

Однако в крайнем случае исполнением корпуса можно пренебречь, если другие характеристики совпадают.

Нужно только не забывать, что производители из Европы указывают размеры и габариты аккумулятора по корпусу, а вот азиатские могут указывать высоту батареи с учетом клемм либо же без них.

Вид и размер клемм

Еще одна характеристика, с которой необходимо свериться при подборе аккумулятора – толщина клемм для подсоединения. Они могут быть 2-ух типов: типовые и тонкие.

  1. Типовые клеммы, они же европейские, намного толстые: плюсовая 19,5 мм, минусовая 17,9 мм в диаметре;
  2. Тонкие клеммы, они же азиатские: плюсовая 12,7 мм, минусовая 11,1 мм в диаметре.

В двоих стандартах плюсовая клемма всегда толще, чтобы не спутать полярность подсоединения.

Вариант крепежа

И, в конце концов, днищевое крепление, оно же «юбка» аккумулятора – это рейки с крепежными отверстиями, расположенные снизу корпуса.
Каким бы тяжёлым ни был аккумулятор, закреплять его нужно.

По этой причине вариант крепежа важен при подборе, ведь он оказывает влияние на общие размеры корпуса. Есть 3 типа крепления.

  1. Верхнее крепление специализированной прижимной скобой, без фиксации за дно, отмечается В00.
  2. Крепление по обе стороны, когда ланки существует только на широких сторонах корпуса, а на торцевых отсутствует, отмечается В01.
  3. Крепление вдоль периметра, когда «юбка» идет по всем четырем сторонам, отмечается В13.

Как правило, если в автомобиле рассчитано только верхнее крепление, поставить ему можно любую батарею, только бы пришла по размерам, если нет иного выхода. А вот назад эта лазейка не работает, придется выбирать подобающее днищевое крепление.

Рейтинг ТОП аккумуляторов


Много брендов, много советов, сложный выбор – с подобными проблемами встречаются потребители.

Рекомендуем маленькой, наш, необъективный рейтинг торговых марок АКБ.

  1. Первое место по уровню качества и долговечности заслужено занимают ОЕМ аккумуляторы. ОЕМ – это аналог детали, которая была поставлена с завода. Разумеется, за аккумулятор, на котором с гордостью красуется логотип Mercedes или Honda, понадобится выложить на порядок выше, чем за любой иной бренд, однако результат стоит того. Наиболее распространенные на рынке торговые марки аккумуляторов – Varta и Bosch. Они получили репутацию надежных безотказных батарей, честно отрабатывающих каждую вложенную копейку.
  2. Среди поклонников заплатить поменьше, а получить намного больше хорошо ценится бренд Topla. Это, разумеется, не Бош, но вполне может обрадовать длительной службой.
  3. А замыкают наш хит-парад дешевые торговые марки Sada, Styer, Bi-Power и Ista. Они хоть и дешевые, но вполне могут обрадовать постоянной работой. Можно припомнить про них, когда аккумулятор необходим немедленно, а денег мало.

Советы по применению и обслуживанию АКБ


Чтобы аккумулятор проработал подольше, необходимо уделять ему очень мало внимания.

Вот несколько советов по применению автомобильного АКБ.

  1. Глубокий разряд – недруг батареи. Каждый раз, когда аккумулятор разряжается «в ноль», происходит необратимая сульфатация электродов, тем более от этого страдают кальциевые батареи. Иногда было бы неплохо полностью заряжать бат специализированным зарядным устройством и только не допускать полной разрядки.
  2. Второй недруг – вибрация. От сильной тряски и постоянных ударов с пластин сыпется активный слой. AGM аккумуляторы меньше от этого страдают, жидкостные – больше.
  3. Клеммы аккумулятора предрасположены к окислению, что ухудшает контакт. Иногда необходимо смотреть на состояние клемм и если необходимо чистить их от окислов.
  4. Внимательно посмотрите на корпус батареи. Грязь, масло, влага помогают утечке тока и саморазряду.
  5. Поломки в питающей сети могут поломать и батарею. Особенно проблемы со стартером и генератором – соседними элементами.
  6. Вздутый корпус со следами электролита говорит про то, что пора приобретать новый АКБ. Повреждённым аккумулятором пользоваться нельзя!

Заключение

Хорошо работающий аккумулятор для автомобиля спасает от массы проблем и нервотрёпки. Трудоспособность батареи очень важна во время зимы, когда нагрузки становятся больше во много раз.

Благодаря этому автомобилисты пытаются менять «уставший» АКБ во время осеннего ТО: и спокойнее, и доступнее, не придется еще раз этим заниматься. А вы давно проверяли собственный аккумулятор?

Как выращивать шампиньоны на даче
Как заливают фундамент, видео
Вопросы о ремонте
0 0
Как лучше залить фундамент
Вопросы о ремонте
0 0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

восемь + 16 =